Я слышу — я забываю. Я вижу — я запоминаю. Я делаю — я понимаю. (Китайская пословица)
Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить. (Восточная мудрость)
Во-первых, нужно обеспечить ребенку возможность сделать выбор самостоятельно, хотя это бывает сложно. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о возможных профессиональных перспективах и ограничениях в данной предметной области. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления об учебной и профессиональной деятельности имеют часто неполный и нереалистичный характер.
Во-вторых, необходимо предоставить ребенку максимальное количество информации о мире профессий, о рынке труда, об учебных заведениях и т.п. в нейтральной форме, чтобы он смог сделать выводы самостоятельно.
В-третьих, большое значение имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех.
В-четвертых, важно помнить, что выбор, который делает ребенок на данном этапе, не окончателен, он отражает нынешние интересы и потребности. Возможно, через некоторое время предпочтения ребенка изменятся. И это говорит не о том, что выбор профиля был сделан неудачно, а, наоборот, о стремлении ребенка наиболее полно реализовать свои возможности в будущей профессиональной деятельности.
В-пятых, очень важно для подростка ощущение поддержки со стороны взрослого. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям (учебным, а в будущем – профессиональным).
|